Лошакова Ирина Александровна, Воспитатель

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным

Роберт Кийосаки

Начиная с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, экономические отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому «очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей» [1, с. 14].

Финансовая грамотность для дошкольников – это «финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение)» [5, с. 26].

На наш взгляд, дошкольное учреждение может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации. Мы видим решение данной проблемы в «организации образовательного процесса с учетом реализации задач в области экономического образования детей дошкольного возраста» [3, с. 64].

Необходимо рассказать детям об истории происхождения денег и о том, что в каждой стране деньги называются и выглядят по-разному, дети знакомятся с некоторой иностранной валютой. В процессе формирования экономических знаний и представлений у детей необходимо использовать методы, разработанные Ю.К. Бабанским, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, А.А. Смирновым, Г.И. Щукиной:

1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

3) методы организации взаимодействия и накопления социального опыта;

4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей;

5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.

Эффективным приемом, который «формирует не только экономические знания, но и определенное мировоззрение, являются поговорки и пословицы экономической направленности» [2, с. 89]. Например: «Дом не велик, да лежать не велит», «Дорожиться - товар залежится, продешевить - барышей не нажить»,  «Маленькая добыча лучше большого наклада», «Хорошо - дешево не бывает»  и др.

Технология обучения детей элементарным экономическим знаниям  включает следующие этапы:

1) эмоционально-мотивационный - создание положительного отношения к предстоящей деятельности, развитие познавательного интереса к экономике;

2) когнитивный - знакомство детей с экономическими понятиями, категориями, простейшими экономическими законами; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, способствовать появлению элементарных экономических суждений;

3) деятельностно-игровой - перенос полученных экономических знаний специально организованную педагогом в игровую деятельность, самостоятельную деятельность детей.

Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые карты, кошельки, банкомат и т.п.), нами внесены алгоритмы развития игр, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощей и фруктов», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

В работе с детьми в нашем ДОУ широко используются различные дидактические, настолько-печатные игры, в которых мы закрепляем полученные экономические знания. Например:

- «Волшебное дерево» - закрепление знаний и представлений детей в арифметических действиях, знакомство с составом монет;

- «Денежное домино» - формирование бережного отношения к монетам, умению их грамотно использовать, закрепление состава числа;

- «Помоги гному Эконому найти монету» - знакомство с составом монет, их хранением и грамотным использованием;

- «Банк» - раскрытие смысла вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.

Специально для закрепления знаний детей об экономике и финансах нами разработан ряд логических заданий: кроссворды, занимательные задания, задачи на развитие творческого мышления с экономическим содержанием, ребусы, тесты (задания) на закрепление знаний по экономике.

Надо отметить, что, «независимо от возраста дошкольников, включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд» [6, с. 104]. В связи с этим положением, был разработан тематический план:

Раздел 1: «Труд – основа жизни».

Раздел 2: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

Раздел 3: «Покупаем, продаем и обмениваем».

Раздел 4: «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

Раздел 5: «Учимся занимать и отдавать долги».

Раздел 6: «Учимся планировать».

Раздел 7: «Богатство и бедность».

Таблица 1

Перечень базовых финансово-экономических понятий  у старших дошкольников

Понятие

Описание

1

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и товар/услуга

2

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег

3

Карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства

4

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить

5

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево, «цена-покупка»

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-деньги»

6

Долг, должник, займ, обязательство

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство

Тесный контакт между семьей и педагогом помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности. Основные направления и формы работы с родителями (Таблица 2):

Таблица 2

Основные направления и формы работы с родителями старших дошкольников

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, родительский лекторий, консультации

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, беседы, родительская почта

Познавательное

Создание РППС, проекты, конкурсы, папки-передвижки

Досуговое

Мероприятия, выставки, экскурсии, родительский клуб

 

Таким образом, работу по экономическому воспитанию и финансовой грамотности дошкольников необходимо вести последовательно, целенаправленно и систематически, только тогда ДОУ вместе с семьей сможет заложить элементарные азы экономического воспитания ребенка, подготовить его к дальнейшей взрослой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск, 2019. – 98 с.
  2. Глухих, Н. Дети и финансы: что родители должны знать про карманные деньги / Н. Глухих // Консультант. - 2020. - № 17. - С. 88-92. 
  3. Красавина, Е. Дети и деньги : растим миллионера / Е. Красавина. - СПб.: Питер, 2020. - 255 с.
  4. Криничная, А. Карманные деньги / А. Криничная // Мой ребенок. - 2020. - № 9. - С. 214-218.
  5. Крючкова, Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности / Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников / Н.А. Крючкова. – Калининград, 2019. – 126 с.
  6. Фесенко, Н.И. Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников / Н.И. Фесенко // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 103-106.
7 декабря 2024 в 14:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.