Лошакова Ирина Александровна, Воспитатель
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным Роберт Кийосаки Начиная с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, экономические отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому «очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей» [1, с. 14]. Финансовая грамотность для дошкольников – это «финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение)» [5, с. 26]. На наш взгляд, дошкольное учреждение может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации. Мы видим решение данной проблемы в «организации образовательного процесса с учетом реализации задач в области экономического образования детей дошкольного возраста» [3, с. 64]. Необходимо рассказать детям об истории происхождения денег и о том, что в каждой стране деньги называются и выглядят по-разному, дети знакомятся с некоторой иностранной валютой. В процессе формирования экономических знаний и представлений у детей необходимо использовать методы, разработанные Ю.К. Бабанским, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, А.А. Смирновым, Г.И. Щукиной: 1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 3) методы организации взаимодействия и накопления социального опыта; 4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей; 5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности. Эффективным приемом, который «формирует не только экономические знания, но и определенное мировоззрение, являются поговорки и пословицы экономической направленности» [2, с. 89]. Например: «Дом не велик, да лежать не велит», «Дорожиться - товар залежится, продешевить - барышей не нажить», «Маленькая добыча лучше большого наклада», «Хорошо - дешево не бывает» и др. Технология обучения детей элементарным экономическим знаниям включает следующие этапы: 1) эмоционально-мотивационный - создание положительного отношения к предстоящей деятельности, развитие познавательного интереса к экономике; 2) когнитивный - знакомство детей с экономическими понятиями, категориями, простейшими экономическими законами; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, способствовать появлению элементарных экономических суждений; 3) деятельностно-игровой - перенос полученных экономических знаний специально организованную педагогом в игровую деятельность, самостоятельную деятельность детей. Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые карты, кошельки, банкомат и т.п.), нами внесены алгоритмы развития игр, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощей и фруктов», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». В работе с детьми в нашем ДОУ широко используются различные дидактические, настолько-печатные игры, в которых мы закрепляем полученные экономические знания. Например: - «Волшебное дерево» - закрепление знаний и представлений детей в арифметических действиях, знакомство с составом монет; - «Денежное домино» - формирование бережного отношения к монетам, умению их грамотно использовать, закрепление состава числа; - «Помоги гному Эконому найти монету» - знакомство с составом монет, их хранением и грамотным использованием; - «Банк» - раскрытие смысла вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком. Специально для закрепления знаний детей об экономике и финансах нами разработан ряд логических заданий: кроссворды, занимательные задания, задачи на развитие творческого мышления с экономическим содержанием, ребусы, тесты (задания) на закрепление знаний по экономике. Надо отметить, что, «независимо от возраста дошкольников, включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд» [6, с. 104]. В связи с этим положением, был разработан тематический план: Раздел 1: «Труд – основа жизни». Раздел 2: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?» Раздел 3: «Покупаем, продаем и обмениваем». Раздел 4: «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Раздел 5: «Учимся занимать и отдавать долги». Раздел 6: «Учимся планировать». Раздел 7: «Богатство и бедность». Таблица 1 Перечень базовых финансово-экономических понятий у старших дошкольников
Тесный контакт между семьей и педагогом помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности. Основные направления и формы работы с родителями (Таблица 2): Таблица 2 Основные направления и формы работы с родителями старших дошкольников
Таким образом, работу по экономическому воспитанию и финансовой грамотности дошкольников необходимо вести последовательно, целенаправленно и систематически, только тогда ДОУ вместе с семьей сможет заложить элементарные азы экономического воспитания ребенка, подготовить его к дальнейшей взрослой жизни. ЛИТЕРАТУРА
7 декабря 2024 в 14:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.